Новости

НПК "Уралвагонзавод" покупает УК Заречную

НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) через своего железнодорожного оператора – ООО «УВЗ-Логистики» (50% принадлежит корпорации) – покупает угольную компанию «Заречная», вместе с входящими в ее структуру машиностроительными заводами в России и Германии, а также портом в Латвии. Сделка позволит УВЗ серьезно продвинуться на пути преобразования в многопрофильный холдинг, а собственнику «Заречной» - российскому бизнесмену украинского происхождения Виктору Нусенкису – выйти из проблемного актива, законность владения которым он доказывает в судах с прошлого года.
 
О сделке между УВЗ и «Заречной» сообщает газета «Коммерсант». По данным издания, ООО «УВЗ-Логистик» уже заключило с Нусенкисом предварительный договор о покупке УК «Заречная», а также Юргинского машиностроительного завода (Кемеровская область) с его дочерним предприятием Esser в Германии. Гендиректор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев сообщил газете, что закрыть сделку планируется через полтора месяца, после получения одобрения от ФАС России. Стоимость покупки и источники финансирования стороны не раскрывают; сообщается лишь, что у Нусенкиса будет пятилетний опцион на выкуп 25% бизнеса. «В утвержденной стратегии «УВЗ-Логистик» изначально была поставлена цель инвестировать не только в приобретение подвижного состава, но и в активы, которые обеспечат грузовую базу, а также, например, в портовую инфраструктуру. К тому же порядка 60-70% в стоимости угля приходится на транспортную составляющую, поэтому приобретение «Заречной» позволит нам серьезно оптимизировать его стоимость и продавать уголь на наиболее выгодных условиях», - рассказал Еремеев в интервью «Коммерсанту».
 
Интересы железнодорожного оператора и его мажоритарного собственника в общем и целом понятны: сделка позволит УВЗ обеспечить дополнительный сбыт до 10 тыс. вагонов в год, что на нестабильном рынке вполне неплохой объем. А оператору – нарастить собственный парк вагонов, обеспеченных стабильными объемами грузов. Сейчас у компании 12 тыс. вагонов в собственности и финансовом лизинге. Но к 2017 году оператор намерен нарастить парк до 30-65 тыс. вагонов (в зависимости от конъюнктуры рынка).
 
Однако этим набор бонусов, которые получает УВЗ, не ограничивается. УК «Заречная» - пусть и не самый крупный, но сильный игрок угольного рынка. Компания входит в пятерку крупнейших российских производителей и экспортеров энергетического угля и является одним из стабильно развивающихся угледобывающих объединений Кузбасса. В составе холдинга – семь угледобывающих (четыре действующих и три строящиеся шахты) и ряд вспомогательных предприятий, а также обогатительная фабрика «Спутник». Компания также владеет трейдером CCZ Trade S.A. и 50%-ной долей в латышском угольном терминале Baltic Coal Terminal (6 млн тонн в год с перспективой расширения до 10,5 млн тонн). Объем добычи по итогам 2012 года составил 9,8 млн энергетического тонн, более 90% готового продукта экспортируется (среди потребителей – коксохимические, энергетические и другие производства более чем в 12 странах мира, в том числе в Испании, Великобритании, Нидерландах и др.). Подтвержденные ресурсы по JORC — 417 млн тонн угля, потенциальные ресурсы – 1,08 млрд тонн.
 
Но пока что компания работает с убытком. Так, консолидированная выручка в 2012 году превысила 26 млрд рублей, а убыток – 702 млн рублей. У холдинга также высока долговая нагрузка перед банками. По словам Дмитрия Еремеева, этот вопрос теперь будет решать новый собственник (переговоры, добавил он, уже начались). При этом вывести угольную компанию на безубыточность «УВЗ-Логистик» рассчитывает уже к середине будущего года, в том числе – за счет кардинального изменения схемы поставок угля (теперь – не только на Запад, но и в порты Дальнего Востока; планируется также нарастить объемы поставок на внутренний рынок).
 
Неплохие перспективы открываются и перед Юрмашем, который производит горно-шахтное оборудование, грузовую и спецтехнику и, кстати, работает с прибылью (хоть и всего 2,3 млн рублей при выручке по итогам прошлого года в 5,1 млрд рублей). По словам Дмитрия Еремеева, актив для железнодорожного оператора непрофильный, но у него «большие перспективы интеграции в структуру УВЗ — он производит горно-шахтное оборудование, на которое есть большой спрос. Кроме того, компетенции завода в тяжелом машиностроении могут быть расширены за счет модернизации мощностей, также предприятие может выполнять оборонные заказы». Известно, что УВЗ уже давно не занят исключительно производством вагоном и военной техникой; в 2011 году корпорация стала собственником челябинского завода «ЧТЗ-Уралтрак». Свой интерес УВЗ не скрывает и в отношении предприятий концерна «Тракторные заводы» (сейчас принадлежит ВЭБу), и в отношении пермского гиганта – «Мотовилихинских заводов». Небольшой Юрмаш, конечно, погоды для УВЗ не сделает, но и лишним точно не станет.
 
Единственная проблема объявленной сделки – корпоративный конфликт, в котором с конца прошлого года пребывает УК «Заречная». Лента новостей на сайте компании пестрит сообщениями о выигранных судах. В конце декабря 2012 года экс-генпрокурор Украины Геннадий Васильев впервые публично заявил, что претендует на 50% в бизнесе Виктора Нусенкиса. 22 ноября арбитражный суд Кемеровской области на основании заявления Васильева принял решение наложить обеспечительные меры (запрет совершения распорядительных действий) в отношении ряда компаний, собственником которых является Нусенкис. В этом году эту меру отменил Седьмой арбитражный суд, а в июле его решение утвердил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Тюмени. На стороне Нусенкиса в феврале выступал губернатор Кузбасса Аман Тулеев, заявивший о «рейдерском захвате» «Заречной» со стороны Васильева, и о том, что арест долей российского собственника угольной компании, «это странное решение», «может привести к остановке всех предприятий угольной компании». Суд Тулеев просил «защищать интересы шахтеров, а не рейдеров», подчеркнув, что «администрация Кемеровской области будет принципиально отстаивать интересы шахтеров и не допустит беспредела в Кузбассе».
 
Однако в августе мандат на управление 65% акций МПО «Кузбасс», которое ранее владело активами УК «Заречная» (были переведены на ООО «Интерконсалтинг» Нусенкиса) Васильев передал инвестиционному подразделению «Альфа-групп» - компании A1. Газете «Коммерсант» там уже заявили, что «Интерконсалтинг» не имеет права отчуждать спорные активы и свои доли, «любые сделки с указанными активами являются незаконными и будут оспариваться в установленном законом порядке», а «возможные приобретатели спорных активов будут преследоваться как недобросовестные». Впрочем, Дмитрий Еремеев заявил, что сделке ничто не препятствует, поскольку «господин Нусенкис является полноправным собственником «Заречной» и имеет право продать компанию». «Пока у нас нет прав вести переговоры с А1, более того, и у нее пока нет вопросов к нам. Поэтому пока мы не приступали к переговорам, но готовы к ним, если для этого будут какие-либо судебные предпосылки», - добавил топ-менеджер. Но, учитывая жесткость, обычно проявляемую структурами Альфа-групп в отношении спорных активов, покупка «Заречной» рискует обернуться для УВЗ не простой юридической процедурой.
 
Кстати, еще весной сообщалось, что «Заречная» создаст с УВЗ совместное предприятие «Русская промышленная корпорация». Однако в итоге переговоры вышли на сделку купли-продажи. Дмитрий Еремеев объяснил такой итог тем, что стратегическая цель «УВЗ-Логистик» — создание компании «с полным циклом грузоперевозки». «Мы планируем увеличить добычу угля на «Заречной» до 20-30 млн тонн в год... Пока мы смотрим рынок и ведем переговоры с потенциальными партнерами по этому проекту, рассматривается и возможность покупки других угольных компаний», - сообщил Еремеев газете «Коммерсант». Вполне возможно, что в самое ближайшее время в Кузбассе появится новый крупный игрок в лице УВЗ, под контроль которого перейдут мелкие и средние добывающие компании. На нестабильном угольном рынке, с падающими ценами и рентабельностью, для некоторых добывающих предприятий продажа может оказаться самым выгодным способом «соскочить».

< к списку новостей

© 1998 - 2008 «Инженер и К»

Контактная информация | 9080314@mail.ru

Разработка и поддержка сайта inTMS